Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска

"Детский сад № 158 "Медвежонок"

Охрана здоровья воспитанников

 

 В ДОУ реализуется коллективная авторская оздоровительная программа "Здоровый ребенок"

 

  

 

Обеспечение реализации основных направлений программы

 

п/п

Направление, вид деятельности,

мероприятия

Сроки

 

Ответственные

Материально-техническое обеспечение

1.

Пополнение ДОУ необходимым медицинским, спортивным оборудованием, ростовой мебелью

В течение уч.года

Заведующий

2.

Осуществление ремонта групп, физкультурного и музыкального залов, пищеблока, медицинских и вспомогательных помещений, игровых площадок групп и спортивной площадки

Июнь-август

Завхоз

3.

Приобретение необходимых материалов, инструментов, учебного оборудования для образовательной деятельности с детьми

В течение уч.года

Старший воспитатель

4.

Совершенствование здоровьесберегающей среды

В течение уч.года

Заведующий

5.

Обеспечение условий для предупреждения травматизма детей и взрослых

 

В течение уч.года

Заведующий

Организационно-методическая деятельность

1.

Внесение изменений в режимы дня,  расписания и циклограммы деятельности с детьми в связи с ФГТ

Август-сентябрь

Старший воспитатель

2.

Реализация в системе и последовательности плана образовательной деятельности, коррекционной работы, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий

В течение уч.года

Заведующий,

старший воспитатель,

старшая медсестра

3.

Подготовка и проведение семинаров, практикумов, педагогических советов, посвященных проблемам здоровья,  медико-педагогических советов и совещаний

В течение уч.года

Старший воспитатель

4.

Консультирование педагогов; проведение групповых и индивидуальных консультаций

В течение уч.года

Ст. воспитатель, ст. медсестра

5.

Изучение новинок методической и научной литературы, материалов периодических изданий, электронных журналов

В течение уч.года

Старший воспитатель

6.

Прохождение курсов повышение квалификации педагогических и медицинских работников

По плану-графику

Старший воспитатель

7.

Поиск, изучение и внедрение в практику эффективных технологий и методик оздоровления

В течение уч.года

Заведующий,

ст. воспитатель,

ст. медсестра

8.

Ведение Паспортов здоровья и физического развития каждого ребенка

В течение уч.года

Воспитатели

9.

Разработка методических рекомендаций по проблемам здоровья

В течение уч.года

Ст. воспитатель, ст. медсестра

10.

Организация выставок методических пособий, научной литературы

В течение уч.года

Ст. воспитатель

11.

Использование метода педагогического проектирования

В течение уч.года

Старший воспитатель

12.

Подготовка статей к публикациям в различных СМИ

В течение уч.года

Старший воспитатель

13.

Разработка, внедрение и апробация авторских программ, технологий, методик

В течение уч.года

Старший воспитатель

14.

Участие педагогов и медицинских работников в семинарах, конференциях, деятельности методических объединений, работе круглых столов различного уровня (района, города, области, региона и т.п.)

В течение уч.года

Заведующий,

старший воспитатель, мед. работники

15.

Осуществление контакта с медико-психологическими и социальными службами города

В течение уч.года

Заведующий,

ст. воспитатель,

мед. работники

16.

Осуществление контроля за реализацией планов, соблюдением режимов, организацией оздоровительных мероприятий и образовательной деятельности, психо-физическим развитием воспитанников

В течение уч.года

Заведующий,

ст. воспитатель,

ст. медсестра, врач-офтальмолог

17.

Пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе ДОУ

В течение уч.года

Заведующий

18.

Функционирование адаптационной группы кратковременного пребывания детей

 

Октябрь-апрель

Заведующий

Аналитико-диагностическая деятельность

1.

Изучение медицинских карт вновь поступивших детей; знакомство с диагнозами

По мере поступлен.

Мед. работники,

педагоги

2.

Проведение педагогических наблюдений за детьми, диагностического обследования всех воспитанников

Сентябрь, май

Педагоги

3.

Анализ оценки состояния здоровья, биологической зрелости и функционального состояния детей

Сентябрь, январь, май

Мед. работники,

педагоги

4.

Ранжирование групп детей по состоянию здоровья, физическому развитию

Сентябрь

Мед. работники,

педагоги

5.

Динамическое комплектование групп детей для физкультурных занятий

Сентябрь

Воспитатель по физкультуре

6.

Анкетирование и опросы родителей, педагогов

В течение года

Заведующий,

ст. воспитатель

7.

Создание банка данных о состоянии здоровья детей

Сентябрь-октябрь

Заведующий,

ст. медсестра
врач-офтальмол.

8.

Ведение мониторинга заболеваемости воспитанников

 

В течение года

Ст. медсестра,

заведующий

Оздоровительно-профилактические мероприятия

1.

Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима всеми структурными подразделениями ДОУ

Ежедневно

Старшая медсестра,

врач-педиатр

2.

Организация рационального питания и диетотерапии

Ежедневно

Старшая медсестра

3.

Медицинские осмотры детей при поступлении в ДОУ

По мере поступлен.

Старшая медсестра

4.

Осмотр детей на педикулез

Раз в неделю

Старшая медсестра

5.

Проведение плановых медицинских осмотров и антропометрических измерений

По графику

Ст. медсестра, врач-педиатр

6.

Ведение карты стула в ясельной группе

Ежедневно

Воспитатели

7.

Организация стимулирующей терапии

Ежедневно

Ст. медсестра

8.

Проведение профилактических прививок

По графику

Ст. медсестра, врач-педиатр

9.

Систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников

Ежедневно

Мед. работники, все педагоги

10.

Организация контроля за физическим развитием детей

Ежедневно

Ст. медсестра, врач-педиатр

11.

Прием и допуск детей в группы после длительного отсутствия

Ежедневно

Ст. медсестра

12.

Оказание первой помощи при неотложных состояниях

По мере необходим.

Ст. медсестра, врач-педиатр

13.

Санитарно-просветительская работа с педагогами, детьми, родителями (лекции, беседы, консультации, наглядная информация)

По плану-графику

Ст. медсестра, врач-педиатр,

врач-офтальмолог

14.

Проведение инструктажей по организации охраны жизни и здоровья детей, охране труда

1 раз в квартал

Ст. воспитатель,

завхоз

15.

Максимальное пребывания детей на свежем воздухе

Ежедневно

Ст. медсестра

16.

Осуществление различных видов закаливания

Ежедневно

Ст. медсестра, врач-педиатр

17.

Выполнение требований гигиены зрения, режима зрительной нагрузки; профилактика зрительного утомления

Ежедневно

Все педагоги, медсестры-ортоптистки

18.

Поддержание здорового психологического микроклимата в коллективе взрослых и детей

Ежедневно

Заведующий,

 ст. воспитатель

19.

Проведение валеологизации всего воспитательно-образовательного процесса

Ежедневно

Заведующий,

 ст. воспитатель

20.

Проведение бесед с детьми о пользе закаливания, занятий физкультурой, правильном питании, вредных привычках и последствии их воздействия на организм человека

В течение учебного года

Воспитатели

21.

Соблюдение режима дня и ортопедического режима

Ежедневно

Все педагоги и мед.работники

22.

Организация профилактической и текущей дезинфекции

В течение уч. года

Старшая медсестра

Оздоровительно-педагогическая деятельность с детьми

1.

Сохранение и укрепление физического здоровья воспитанников:

- проведение различных гимнастик: утренней, дыхательной, артикуляционной, пальчиковой, гимнастики пробуждения в постелях после дневного сна;

- организация подвижных и спортивных игр, эстафет в помещениях и на улице;

- создание условий для оптимальной для детского организма двигательной активности;

- организация образовательной деятельности по физической культуре в физкультурном зале и на свежем воздухе;

- организация совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей с использованием оборудования спортивных уголков групп;

- организация оздоровительного бега на свежем воздухе;

- проведение экскурсий, прогулок, мини-походов на бульвар, в парк;

- музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность на музыкальных занятиях;

- проведение индивидуальной работы по развитию основных видов движений и физических качеств детей;

- проведение пальчиковых игр, физкультминуток и минуток здоровья во время образовательной деятельности;

- проведение логоритмики с детьми с нарушениями речи;

- проведение различных видов массажа: игрового, самомассажа, точечного массажа для расслабления мышц;

- проведение специальных занятий по ОБЖ, бесед об организме человека, физическом здоровье, физкультуре и спорте, ЗОЖ, безопасности;

- использование эвристических методов: опыты, наблюдения и др.;

- рассматривание произведений изобразительного искусства соответствующей тематики, беседы;

- чтение детской литературы соответствующей тематики, изучение энциклопедий;

- организация физкультурных праздников и развлечений, оздоровительных досугов, спортивных соревнований;

- организация дней и недель здоровья, безопасности;

- кружковая и студийная работа; кружок подвижных и спортивных игр, танцевальная и вокальная студии;

- использование информационных стендов, схем, рисунков: «Как правильно мыть руки?», «Одеваемся по порядку», «Строение организма», «Соблюдай ПДД», «Первая помощь» и др.

 

 

 

В течение всего учебного года

 

 

Старшая медсестра, старший воспитатель,

воспитатели групп, воспитатель по физической культуре,

музыкальные руководители, воспитатель по изобразительной деятельности, педагоги дополнительного образования

2.

Формирование психического здоровья детей:

-  предупреждение или разрешение конфликтных ситуаций, обучение детей выходу из конфликта; 

- достижение оптимального сочетания напряжения, побуждающего к действию, и расслабления;

- создание положительного фона настроения;

- психогимнастика          по           методике        

М. И. Чистяковой;

- аутотренинги;

- релаксационные паузы под музыку и звуки природы;

- беседы об органах чувств, эмоциях человека;

- использование эвристических методов: опыты, наблюдения и др.;

 

- игры, этюды, упражнения, игры с фотографиями, рисунками, пиктограммами на развитие эмоционально-чувственной сферы;

- психологические игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие нервно-эмоционального напряжения;

- кинезиологические упражнения для активизации различных отделов коры головного мозга и развития межполушарного взаимодействия;

- точечный массаж для снятия нервно-эмоционального напряжения и расслабления мышц;

- развивающие игры на формирование навыков общения и развитие эмоций дошкольников;

- подвижные игры с целью двигательного раскрепощения, мышечного расслабления;

- театрализованная деятельность,  проигрывание ситуаций, этюды-имитации;

- использование информационных стендов «Экран настроения», «Уголок гнева», «Звезда недели», «Наши достижения»;

- создание уголков уединения;

- соблюдение ежедневных ритуалов приветствия, прощания;

- цветотерапия, цветовое сопровождение среды и воспитательно-образовательного процесса;

- музыкотерапия (активная и пассивная): музыкальное сопровождение режимных моментов, музыкальное оформление фона различных видов деятельности, хоровое пение, слушание музыки;

- ароматерапия и фитотерапия;

- изотерапия (рисование и лепка эмоций, желаний, членов семьи, друзей; карикатура, совместное рисование);

- песочная игротерапия;

- акватерапия, игры с водой;

- криотерапия (использование льда на часть мышц языка, губ, щек, где имеется спастика);

- игры в «сухом бассейне»

 

 

 

В течение всего учебного года

 

Все педагоги и медицинские работники

3.

Формирование духовно-нравственного здоровья воспитанников:

- этические беседы о положительных качествах личности человека, нравственности, толерантности, здоровом образе жизни;

- игры, тренинги, упражнения на формирование нравственных привычек, навыков культурного поведения и общения, здорового образа жизни;

- просмотр и обсуждение видеофильмов на нравственные темы;

- поддержание духовно-нравственного и нравственно-эстетического климата, дружелюбной атмосферы в детском саду, дружеское сообщество сотрудников, детей и родителей;

- сохранение и укрепление традиций детского сада: коллективные праздники; приглашение ветеранов войны и труда на празднование Дня Победы; встречи с интересными людьми; изготовление подарков родителям, детям, сотрудникам ДОУ; совместные с родителями чаепития, праздники, досуги;

- занятия с детьми в «русской избе» по приобщению детей к истокам русской национальной культуры;

- проведение русских народных игр;

- знакомство с произведениями русской живописи, архитектуры, народного декоративно-прикладного искусства;

- чтение,  рассказывание детям, заучивание произведений устного народного творчества (сказки, поговорки, пословицы, песенки, потешки, загадки);

- рассматривание иллюстраций, беседы  о поступках героев;

- экологически ориентированная деятельность (дары природы, бережное отношение к ней, место человека в природе);

- познавательные беседы о родном городе, России, истории, странах и народах,  человеческой цивилизации;

- организация и проведение конкурсов, выставок, мини-музеев;

- использование метода проектов;

- театрализованная деятельность – драматизация сказок, разыгрывание социально-нравственных ситуаций;

- решение проблемных ситуаций

 

 

 

В течение всего учебного года

 

 

Все педагоги и медицинские работники

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями

1.

Осуществление наблюдения за психофизическим развитием детей

В течение уч.года

Педагоги и мед.работники

2.

Составление и реализация индивидуального маршрута развития

Сентябрь

Учителя-дефектологи

3.

Ведение Тетрадей сопровождения детей с нарушениями зрения, индивидуальных карт

В течение уч.года

Педагоги и мед.работники

4.

Лечебно-восстановительная работа со слабовидящими детьми, с амблиопией и косоглазием (оптическая коррекция, плеоптическое лечение, ортоптика, диплоптика, стереоптика; физиолечение)

В течение уч.года

Врач-офтальм., ортоптистки, учителя-дефектологи, воспитатели

5.

Коррекция отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников на коррекционных занятиях учителей-дефектологов и учителей-логопедов

В течение уч.года

Учителя-дефектологи, учителя-логопеды

6.

Проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы с детьми в специализированных группах

В течение уч.года

Воспитатели спец.групп

7.

Организация и проведение занятий лечебной физкультурой

2 раза

в неделю

Инструктор ЛФК

8.

Проведение упражнений с использованием гимнастического катка Антей

2 раза

в неделю

Воспитатель физкультуры

9.

Двигательный игротренинг на мячах-фитболах

2 раза

в неделю

Воспитатель физкультуры

10.

Проведение логоритмики с детьми с нарушениями зрения и речи

1 раз

 в неделю

Учителя-логопеды

11.

Подготовка и проведение заседаний психолого-медико-педагогического консилиума

Не реже

1 раза

 в квартал

Старший воспитатель

12.

Взаимодействие с лечебными и научными учреждениями и семьями воспитанников

В течение

уч.года

Заведующий, врач-офтальм.

13.

Участие в выездных заседаниях городской и районной медико-педагогической комиссий

Май

Заведующий

14.

Противорецидивное лечение хронических заболеваний детей

В течение уч.года

Старшая медсестра

15.

Оказание первой помощи при неотложных состояниях

 

По мере необходим.

Медицинские работники

Взаимодействие с семьями воспитанников

1.

Обновление банка данных о родителях и семьях воспитанников

Сентябрь-октябрь

Заведующий

2.

Опросы, анкетирование, интервьюирование, социологические исследования родителей

В течение уч. года

Старший воспитатель

3.

Обсуждение проблем здоровьесбережения на общих и групповых родительских собраниях

В течение уч. года

Заведующий,

ст. медсестра

4.

Обновление существующих тематических стендов, информационных папок-передвижек; создание новых

1-2 раза

 в месяц

Старший воспитатель, воспитатели

5.

Оформление выставок научно-популярной и педагогической литературы

1 раз

 в месяц

Воспитатели

6.

Обсуждение проблем здоровьесбережения и пропаганда ЗОЖ в печатном журнале ДОУ

4 раза

 в год

Редколлегия журнала

7.

Встречи родителей с администрацией, педагогами,  медицинскими работниками

В течение уч.года

Заведующий

8.

Беседы с родителями (групповые и индивидуальные)

Ежедневно

Воспитатели

9.

Подготовка и проведение тематических консультаций; «заочные» консультации

В течение уч.года

Педагоги, мед.работники

10.

Показ открытых физкультурных занятий, совместной деятельности с детьми, режимных моментов

В течение уч.года

Старший воспитатель

11.

Проведение совместных мероприятий: спортивных праздников, досугов, экскурсий, походов и др.

В течение уч.года

Старший воспитатель

12.

Участие родителей в проектной деятельности

В течение уч.года

Воспитатели

13.

Проведение Дней открытых дверей

В течение уч.года

Заведующий

14.

Организация работы постоянно действующего семинара для родителей по вопросам валеологии, ЗОЖ, физкультуры

3-4 раза в год

Старший воспитатель

15.

Посвящение проблемам здоровья ряда «Родительских гостиных»

По плану

Старший воспитатель

16.

Оказание помощи родителям на консультационном пункте ДОУ

В течение уч.года

Заведующий,

мед. работники

17.

Использование родителями рекомендованных оздоровительных упражнений и игр в общении с ребенком дома

Ежедневно

Родители

 

Формы и методы оздоровления детей

 

№ п/п

Формы и методы работы

Содержание деятельности

Контингент детей

Ответственный

1.

Обеспечение здорового ритма жизни

- соблюдение режима дня;

- соблюдение режима двигательной активности детей;

- поддержание положительного психологического микроклимата;

- положительный фон настроения;

- учет индивидуальных и личностных особенностей каждого ребенка;

- соблюдение щадящего режима в адаптационный период;

- функционирование адаптационной группы кратковременного пребывания детей

Все дети

 

 

 

 

 

 

 

Вновь прибывшие.

Дети адаптацион.

группы

Заведующий, старшая медсестра, старший воспитатель

2.

Соблюдение санитарно-эпидемиологи-ческого режима

 

- обработка и мытье игрушек;

- наличие сеток на окнах;

- кварцевание помещений;

- наборы полотенец отдельно для каждой группы;

- своевременная смена и стирка белья, одежды;

- отсутствие травмирующего оборудования, аварийных деревьев, ядовитых растений на территории детского сада;

- санитарная обработка песка;

- ежедневная уборка территории;

- соблюдение температурного режима в холодильниках и сроков хранения продуктов;

- соблюдение санитарного режима на пищеблоке и др.

Все группы

Старшая медсестра, младшие воспитатели, заведующий, старший воспитатель, завхоз, кастелянша, шеф-повар

3.

Организация рационального питания и диетотерапия

 

- рациональное питание;

- индивидуальное меню  (аллергии, ожирение, хронические заболевания);

- дополнительный питьевой режим

Все группы

Врач-педиатр, старшая медсестра, младшие воспитатели

4.

Физические упражнения

- утренняя гимнастика;

- непосредственно образовательная деятельность по физической культуре;

- физминутки;

- двигательная разминка в перерыве между видами образовательной деятельности;

- подвижные игры;

- спортивные игры;

- занятия  с элементами лечебной физкультуры;

- профилактическая гимнастика;

- пробежки и ходьба по массажным коврикам;

- индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по развитию основных движений и физических качеств в помещениях ДОУ и на свежем воздухе;

- музыкально-ритмическая деятельность;

- кинезиологические упражнения;

- дозированный бег (оздоровительные пробежки) на свежем воздухе;

- тренирующая игровая дорожка на свежем воздухе;

- лыжная подготовка

Все дети

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети

 с 4-х лет

 

 

 

Дети старш.

возраста

Воспитатель по физической культуре, воспитатели групп, музыкальные руководители

5.

Активный отдых

- физкультурные праздники, развлечения, досуги;

- игры-забавы;

- дни и недели здоровья;

- целевые прогулки, минипоходы;

- каникулы

Все дети

Воспитатель по физической культуре, старший воспитатель, воспитатели групп

6.

Гигиенические и водные процедуры

- мытье рук, умывание;

- игры с водой;

- обливание ног, ножные ванны;

- обеспечение чистоты среды

Все дети

Воспитатели групп,

старшая медсестра

7.

Свето-воздушные ванны

- проветривание помещений (одностороннее и сквозное);

- сон при открытых фрамугах;

- прогулки на свежем воздухе;

- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

Все группы

Воспитатели групп,

младшие воспитатели, старшая медсестра

8.

Свето- и цветотерапия

- обеспечение необходимого светового режима;

- цветовое и световое сопровождение предметно-пространственной развивающей среды и образовательного процесса

Все группы

Воспитатели групп

9.

Арома- и фитотерапия

- ароматизация помещений;

- фитопитание (чаи, коктейли, отвары);

- аромамедальоны

Все группы

Старшая медсестра

10.

Физиотерапия

- общее УФО;

- ингаляции аппаратом «Муссон» (отвар ромашки, настой эвкалипта);

- кварцевание помещений

Все группы

Старшая медсестра

11.

Стимулирующая терапия

- адаптогены и стимуляторы (по плану оздоровительных мероприятий);

- лечебное смазывание носа оксолиновой мазью;

- витаминизация

Все дети

Старшая медсестра

12.

Вакцинирование

- проведение профилактических прививок по плану

Все группы

Врач-педиатр, старшая медсестра

13.

Медицинские осмотры

- ежедневные медицинские осмотры детей медицинскими работниками ДОУ;

- антропометрические измерения;

- осмотры детей на педикулез и scabies;

- плановые медицинские осмотры детей специалистами детской поликлиники и физкультурного диспансера

Все дети

 

 

 

 

Дети старшего возраста

Врач-педиатр, старшая

медсестра;

специалисты детской поликлиники и физкультурного диспансера

14.

Специальное закаливание

- босохождение;

- дыхательная гимнастика;

- соляризация;

- гимнастика в постелях после сна;

- игровой массаж;

- фонопедические упражнения;

- полоскание ротовой полости водой комнатной температуры;

- массаж биологически активных точек;

- занятия босиком в спортивном зале при температуре пола не ниже 18 градусов;

- обширное умывание

Все дети

 

 

 

 

 

Дети

 с 3-х лет

Дети старшего возраста

Воспитатели групп,

младшие воспитатели,

старшая медсестра, старший воспитатель

15.

Психо-гимнастика и аутотренинги

- психогимнастика по методике М.И.Чистяковой;

- игры, этюды и упражнения на развитие эмоциональной сферы;

- игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невропатических состояний;

- релаксационные паузы

Все дети

Воспитатели групп,

 учителя-дефектологи,

учителя-логопеды

 

16.

Музыкотерапия

- музыкальное сопровождение режимных моментов;

- музыкальное оформление фона образовательной деятельности;

- музыкально-театральная деятельность;

- хоровое пение;

- двигательные импровизации под музыку;

- прослушивание музыки специально;

- валеологические песни-распевки

Все дети

Воспитатели групп, музыкальные руководители, учителя-дефектологи

 

17.

Изотерапия

- рисование за мольбертами;

- работа с пластическими материалами (глина, тесто);

- использование специальных технических приемов;

- рисование, лепка эмоций, желаний;  

- цветотерапия;

- рисование семьи, друзей;

- совместное рисование;

- создание карикатур

Все дети

 

 

Дети старш. возраста

Воспитатели групп,

воспитатель по изобразительной деятельности

18.

Песочная игротерапия

- игры и манипуляции с песком

 

Все дети

Воспитатели групп

19.

Акватерапия

- игры с водой;

- использование минифонтанов

Все дети

Воспитатели групп

20.

Кружковая и студийная работа

- кружок подвижных и спортивных игр;

- театральная студия;

- вокальная студия;

- хореография

Дети старшего

возраста.

Дети с 4-х лет

Руководители кружков и студий

21.

Пропаганда здорового образа жизни

- специальные занятия по ОБЖ;

- индивидуальные и подгрупповые беседы на эколого-валеологические темы;

- валеологические проекты;

- соблюдение ритуалов и обычаев валеологического характера;

- демонстрация аналогов, примеров;

- валеологические праздники и досуги;

- информационная среда здоровья

Дети от 3-х до 7-ми лет

Воспитатели групп,

старший воспитатель,

музыкальные руководители

 

Дата последнего обновления страницы 11.04.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения